Обязан ли водитель открывать багажник инспектору дпс в беларуси

Что может проверить инспектор ГАИ

Несмотря на то что в Беларуси нет четкого перечня причин остановки транспортного средства, это не значит, что инспектор ГАИ не имеет на это права. Взаимоотношения водителя и сотрудника Госавтоинспекции регулирует президентский указ

В соответствии с ПДД водитель имеет право знать причину остановки транспортного средства сотрудником ГАИ, с другой стороны – обязан останавливаться по требованию сотрудника в форменной одежде. Причем обязательство это распространяется и на иностранных водителей, и на машины с дипломатическими «номерами» (в Беларуси нет запрета на их остановку).

Причин для остановки авто несколько, и это не только проверка документов. Вас могут попросить помочь освободить проезжую часть от автомобиля, который до этого попал в ДТП. Или доставить в ближайшую больницу потерпевшего в результате аварии. Или подвезти милиционера либо любого другого сотрудника правоохранительной системы, если он преследует кого-то или выполняет другие неотложные служебные обязанности.

В Беларуси нет четкого перечня случаев, при которых сотрудники ГАИ могут вас остановить, потому как поводов для такого решения может быть много: от необходимости проверить ваше состояние (вдруг пьяным сели за руль?), все ли необходимые документы в наличии (п.12 гл.3 ПДД), пройден ли техосмотр и многое другое. И не спешите по этому поводу возмущаться, мол, какое имеют право. Все такие действия – это в первую очередь наша с вами безопасность. Не только того, кого останавливают на дороге, но и других участников дорожного движения. А регулируются такие действия ст.25 закона РБ об органах внутренних дел.

Читайте также:  Трос стеклоподъемника форд фьюжн

С другой стороны, коль нет четкого перечня, теоретически водитель вправе оспорить любое действие или бездействие сотрудника ГАИ, если посчитает, что этим нарушены его права. Но это будет потом (если случится в принципе), а пока усваиваем простое правило: требуют остановиться – остановись (п.9.1 ПДД).

Как понять, законно требование об остановке или нет? Запоминаем простые правила. Сигналами для остановки могут быть: поднятый жезл, жест рукой, громкоговоритель или сигнал на служебном авто – маячок красного цвета. И снова вспоминаем про форменную одежду сотрудника. Это важно.

При этом нужно понимать следующее. Несмотря на прямой запрет сотруднику ГАИ останавливать вас в местах, где остановка и стоянка запрещена, есть одна интересная оговорка: «за исключением случаев необходимости его остановки для предотвращения или устранения угрозы личной, общественной, национальной безопасности». Говоря простыми словами, под эту оговорку можно подвести что угодно: банальная тонировка, которую инспектор заметил издалека, отсутствие номерного знака, пересечение двойной сплошной или не остановился под знак, требующий полной остановки. Даже простое подозрение об отсутствии у вас всех документов (обязанность их иметь при себе – это п.12 Правил дорожного движения). Законно. Право имеет!

Еще одно заблуждение: если меня остановил инспектор, а я весь такой невиновный, то имею право не предъявлять ему документы. Как бы не так! Этот момент регулируется Административным кодексом, по которому ответственность водителя наступает при любом развитии ситуации, отказался он показать документы или ехал без них вовсе.

Опять же по нашим законам инспектор имеет право применить к вам силу в случае отказа выполнять его законные требования. Разбить стекло, вынуть через него человека – это законно. В этом случае ваш отказ – это «совершение правонарушения, связанного с неповиновением законному требованию должностного лица». Звучит витиевато, но юристы вам именно так интерпретируют эту запись.

В случае отказа выйти из машины (а от вас могут потребовать это сделать) вы можете быть задержаны прямо на месте за совершение административного правонарушения. Задержать вас могут как на 3 часа, так и на 72. Причем местом ведения административного процесса в этом случае будет служебный автомобиль, в салоне которого нарушитель будет содержаться. Отказ проследовать в служебный автомобиль – неповиновение требованию должностного лица со всеми вытекающими последствиями для вас.

Важная ремарка: если сотрудник ГАИ требует, чтобы вышел из авто пассажир, надо выходить. То есть показать документы, например, можно и через опущенное стекло. Если требуют передать их в руки сотруднику – передавайте. В этом нет ничего страшного, зато вряд ли вас заставят выйти из салона. Но если инспектор почувствует запах спиртного или заметит странные зрачки у водителя или пассажира, тогда будут более жесткие требования. И лучше в этом случае не сопротивляться и не кричать о защите своих конституционных прав, а выйти из машины. Например, для освидетельствования. В противном случае отказ от этой процедуры приравнивается к управлению транспортным средством под воздействием перечисленных выше веществ, а это означает ответственность.

Помните: незнание закона не освобождает от ответственности. А сотрудники ГАИ как раз прекрасно знают свои права и обязанности. Они у них тоже есть. Например, по требованию водителя показать (не передать вам в руки – не путайте) служебное удостоверение. Ваше право – переписать указанные в нем сведения, чтобы в случае жалобы четко знать, к кому и по каким причинам у вас есть претензии. К тому же у инспектора на груди должен быть приколот специальный жетон (знак) с номером. Отсутствие жетона – подозрение с вашей стороны. Если инспектор не показывает вам документы, выписывает штраф, но не оформляет квитанцию – насторожитесь. Оставайтесь при этом спокойным, выполняйте требования сотрудника, но в то же время тщательно запоминайте место и время остановки. Потом пригодится.

И последнее. Работник милиции имеет право досматривать транспортные средства в соответствии со ст.25 Закона РБ об «Органах внутренних дел». Не путайте с обыском.
Существуют законы, позволяющие в отношении гражданина провести личный обыск (п.2 ч.1 ст. 8.1 ПИКоАП), а в отношении транспортного средства – осмотр (ч.6 ст.11.10 ПИКоАП) с соблюдением всех требований и правил, которые четко прописаны в законе.
Посмотреть в ваши ясны очи или на содержимое багажника – осмотр, и здесь уже достаточно устного требования сотрудника.

Источник

Обязан ли водитель открывать багажник инспектору ГИБДД?

У инспектора ГИБДД есть право проверять не только водителя, но и его автомобиль. Также ему предоставлено право требовать от граждан тех или иных действий/бездействия, если это делается в рамках охраны правопорядка. Но все его указания должны быть прописаны в законе, хотя, иногда сотрудники забывают, что они законоисполнительная и правозащитная власть, а не законодательная. Имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять багажник и обязан ли водитель его открывать по требованию инспектора? Давайте разбираться!

Когда ДПС может проверить багажник?

В любых случаях, когда это требуется для соблюдения охраны правопорядка. Размыто? Сейчас разберёмся! Вот только уточним, что сотруднику ГИБДД незачем проверять сам багажник – речь идёт о более конкретны процедурах. Таковыми могут быть:

  • проверка перевозимого груза в багажнике автомобиля (именно проверка самого багажа),
  • сверка номеров компонентов или агрегатов машины,
  • проверка на наличие запрещённых вещей (это не то же самое, что проверка груза).

Для каждой из этих процедур предусмотрена соответствующая административная процедура. Все такие процедуры закреплены в законодательстве – в данном случае либо в КоАП, либо в Административном регламенте, вводимым в действие Приказом №664.

Таким образом, проверка багажника инспектором ГИБДД разрешена, но только в рамках определённых процедур, которые закреплены в правовых актах. И для каждой из этих процедур потребуется составление документов.

Как Вы уже догадались, речь идёт о досмотре или осмотре транспортного средства. Но как их отличить и какие документы для этого потребуются?

Требование открыть багажник – это досмотр или осмотр?

Может быть и тем, и другим. Несмотря на то, что в большинстве информационных источников Вы, скорее всего, прочитаете, что проверка багажника – это исключительно в рамках досмотра, на самом деле, это далеко не так, и за ошибки в теоретической информации практически можно «залететь» на все 15 суток за невыполнение законного требования сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП РФ).

Между тем, отличия этих двух процедур в контексте требования открыть для проверки багажник достаточно весомые, хотя довольно просты и понятны. От них зависит то, какие документы должны составляться, что дозволено инспектору ДПС в рамках этой процедуры и какие формальности должны быть соблюдены.

Осмотр

Осмотр – это визуальное обследование машины. Цели осмотра прямо не определены нигде, но есть основания для его проведения, и к ним относятся:

  1. ориентировки,
  2. признаки несоответствия груза документам,
  3. необходимость сверки маркировок.

И вот именно последний пункт так или иначе может обязать водителя открыть багажник своего автомобиля инспектору. Фактически, если Вы по требованию этого не сделаете, то Вы препятствуете законным действиям сотрудника ГИБДД.

Но проверка груза в багажнике как основание для Вас уже не действует, если Вы едете как обычный гражданин, а не перевозите груз как организация с соответствующими сопроводительными документами.

Что касается ориентировки, то здесь и вовсе всё очень непрозрачно. Дело в том, что её наличие Вы никак не опровергнете, так как она может быть устной и не обязательно должна быть регламентирована на бумаге.

Но практически это не значит, что Вы обязаны классически выйти из машины и открыть по требованию инспектора багажник, демонстрируя ему всё, на что тот укажет, и объясняя происхождение тех или иных предметов. Помните, что в рамках осмотра проверяется только маркировка. В багажниках большинства моделей машин никаких маркировок вовсе нет – VIN-номер указывается под капотом, на пороге или других местах кузова, в число которых багажник почти никогда не входит. Маркировка фары и подавно не может находиться в багажнике.

Тем не менее, если сотрудник ГИБДД требует открыть багажник для поиска такой маркировки, отказывать ему нельзя. Но и прямой задачи распахнуть крышку багажника перед Вами не стоит. Вам нужно лишь не препятствовать этому – дёрнуть рычаг открывания багажника, например.

И, наконец, самое важное! В рамках проведения осмотра должен быть составлен акт осмотра – письменно с подписью инспектора. Правда, нигде не написано, что этот документ должен составляться перед осмотром, а не во время него или после. Также для осмотра не требуются ни понятые, ни видеозапись.

Досмотр

А вот в рамках досмотра инспектор имеет уже полное право полноценно исследовать Ваш багажник. Вы (и пассажиры), при этом, обязаны выйти из машины и не препятствовать досмотру.

У досмотра есть свои основания, и они почти аналогичны причинам осмотра. Вот только досмотр – более сложная процедура, и инспектору при ней дозволено гораздо больше в действиях внутри багажника Вашего автомобиля. Но и процессуальных действий для сотрудника тоже больше:

  • должен быть составлен протокол досмотра с обязательным указанием в нём предписанных данных; при этом, аналогично осмотру, его нет обязанности составлять непосредственно перед досмотром, хотя фактически невозможно его составить во время или после, так как туда вписываются понятые (при их наличии);
  • должны быть привлечены двое понятых или применяться видеозапись досмотра.

Из дозволенного инспектор ДПС может полноценно исследовать багажник: перемещать вещи в нём, поднять коврик и заглянуть под него. При этом, он не имеет права нарушать конструктивную целостность багажника (может открутить и вытащить запаску, но не может разбирать обшивку, например), а также открывать сумки и вскрывать другие вещи в багажнике (это уже является досмотром личных вещей, и для этого составляется отдельный соответствующий протокол досмотра личных вещей).

Как это применять на практике?

На самом деле, всё просто. Представим стандартную ситуацию: Вас остановил сотрудник ГИБДД, изучил документы и в приказном тоне говорит Вам открыть багажник. Ваша задача здесь, выяснить сразу, требование это или просьба. Спросите прямо об этом инспектора. На просьбу можно отказать, а требование должно быть регламентировано основаниями и подкреплено актом осмотра или протоколом досмотра.

Если инспектор всё же требует открыть для проверки багажник то:

  • в рамках осмотра просто скажите инспектору, что маркировочных обозначений у Вас в багажнике нет, но если он настаивает, то просто дёрните рычаг открытия багажника (если открывается из салона) или откройте, Вы не обязаны выходить из машины (однако, видеть, что в багажнике делает инспектор, всё же в Ваших интересах),
  • в рамках досмотра Вы и все лица в машине обязаны выйти из неё, и желательно, помимо видеозаписи сотрудника ГИБДД, Вам тоже снимать действия а свою камеру.

Источник

Минские инспекторы собираются проводить досмотр автомобилей. В каких случаях они могут это делать?

Сотрудники ГАИ вплоть до 5 апреля будут усиленно контролировать перевозку оружия в личных автомобилях. «Госавтоинспекция присоединится к операции ГУВД Мингорисполкома „Арсенал“, — сообщили в пресс-службе ГАИ. — Инспекторы будут досматривать машины, имея обоснованное подозрение: в первую очередь автомобили с тонированными стеклами, без регистрационных номеров, под управлением водителей, которые проигнорировали требование сотрудника ГАИ об остановке». Мы решили разъяснить логичный вопрос, который может возникнуть у любого минского автовладельца: при каких условиях сотрудники ГАИ имеют право досматривать автомобиль?

«Под особым вниманием ГАИ будет незаконная перевозка огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, — дополнили в Госавтоинспекции. — Отметим, что рейды по выявлению незаконной перевозки огнестрельного оружия инспекторы проводят регулярно. До конца недели этому будет просто уделяться наибольшее внимание».

Мы обратились к юристам, чтобы выяснить, в каких случаях сотрудник ГАИ вправе осуществить досмотр автомобиля? Существует несколько ситуаций, в которых автовладелец не может отказаться, скажем, открыть багажник. Первый предусматривает ст. 10.13 ПИКоАП. Для того чтобы сотрудник ГАИ использовал эту статью для досмотра автомобиля, необходимо: наличие административного правонарушения, которое находится в ведении ГАИ; у сотрудника ГАИ должны быть достаточные основания полагать, что в ходе досмотра он может обнаружить следы административного правонарушения (например, бензиновый подтек на заднем бампере является основанием полагать, что в багажнике с нарушением перевозится топливо).

Второй случай, когда законодательство разрешает осуществлять досмотр, — это задержание лица, совершившего административное правонарушение (например, неподчинение требованию остановиться). Третий — проведение операции по задержанию лиц, совершивших преступление или побег из-под стражи, на участках местности, где вероятно их появление, а также при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов.

Ну и, наконец, четвертый случай, когда возможен досмотр транспортного средства, — проведение оперативно-розыскных мероприятий. Однако сомнительно, что это основание может использоваться сотрудниками ГАИ. Юристам неизвестен документ, которым министр внутренних дел наделил бы сотрудников ГАИ полномочиями по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий. Возможность досмотра, предусмотренную УПК, мы не рассматриваем, поскольку для этого необходимо, чтобы было возбуждено уголовное дело либо имелись достаточные основания для его возбуждения.

Как оказывается, правом самостоятельно досматривать автомобиль сотрудники ГАИ наделены в очень ограниченном количестве случаев. Они должны иметь очень веские основания для этого, пришли к выводу юристы.

Источник

Оцените статью
Купюры